Введение
Развитие в Беларуси рыночных отношений и появление коммерческих предприятий различных форм собственности привело к появлению в стране нового класса преступлений, которые многие десятилетия существуют за рубежом и объединены общим наименованием — «преступления против бизнеса» («crime against business»).
Сегодня важным направлением обеспечения экономической и национальной безопасности страны по-прежнему остается укрепление устойчивости финансовой и банковской систем. Весомой составной частью названной проблемы является повышение уровня защищенности от противоправных посягательств коммерческих банков. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, имеющих выверенные временем традиции борьбы с преступлениями и иными правонарушениями против частной собственности в финансовой и банковской сферах, российский опыт указанной деятельности определяется весьма существенным историческим обстоятельством. А именно: историческим перерывом в самом существовании института коммерческих банков, который был восстановлен лишь в недавнем прошлом. В силу указанной причины в стране была утрачена значительная часть опыта обеспечения банковской безопасности досоветского периода. В настоящее время этот пробел активно восстанавливается отечественными учеными и практиками. Разрабатываются современные средства и методы защиты коммерческих банков. На этом пути встречаются определенные затруднения, вызванные особенностями организации и функционирования системы защиты банков, обеспечения безопасности новых направлений банковской деятельности и новых банковских технологий.
Роль службы безопасности банка
Одна из особенностей обеспечения безопасности кредитных организаций заключается в том, что основную работу по организации защиты от криминальных проявлений законодатель возложил на сами банки. По этой причине подавляющее большинство банков вынуждено включить в свою структуру службы собственной безопасности (защиты интересов) банка, выполняющих указанные функции.
Названные подразделения активно взаимодействуют с государственными правоохранительными органами на направлениях защиты банков от проникновения организованных преступных групп; защиты банковских учреждений и их сотрудников от преступных посягательств; разработки и внедрения специальных технологий по технической укрепленности и защите банковских объектов и средств связи. Совместно с правоохранительными органами они совершенствуют системы обеспечения безопасности инкассации и транспортировки денежных средств, а также банковских объектов: пунктов обмена валют, хранилищ, офисов и т.п.; осуществляют меры, направленные на предупреждение и раскрытие преступлений и т.д.
Однако, несмотря на столь широкий спектр направлений совместной деятельности, задачи службы безопасности банка имеют акценты, отличающие их от задач правоохранительных органов. Прежде всего они касаются соотношения мер предупреждения и мер уголовно-правового воздействия в сфере обеспечения безопасности.
Без сомнения, интересы обеспечения безопасности банка (как и любого объекта защиты) в большой мере связаны с применением таких средств и методов предупреждения, которые позволяют воспрепятствовать преступным намерениям субъектов до совершения преступления и возбуждения уголовного дела. Более того, с позиций самого объекта защиты названные меры предупреждения являются предпочтительными и должны реализовываться в первую очередь. Аналогичная позиция декларируется и правоохранительными органами, однако в реальной обстановке удельный вес мер предупреждения в их деятельности и деятельности служб безопасности банка заметно различается. Функции предупреждения в работе следственных органов занимают более чем скромное место.
Кроме того, следует подчеркнуть, что угрозы безопасности банковской деятельности (в широком смысле слова) не ограничиваются преступными посягательствами. Весьма обширный перечень опасных для банка деяний выступает в виде гражданско-правовых деликтов и служебных проступков. По этой причине функциональные обязанности службы безопасности включают в себя также задачи, связанные с выявлением и расследованием служебных проступков работников, нарушением норм трудового и гражданского права, внутренних (локальных) нормативных актов банка, с обеспечением возмещения ущерба, причиненного указанными проступками.
Служба безопасности банка участвует в выполнении задач внутреннего контроля, проводит внутренние расследования, готовит материалы для принятия решений о полной материальной ответственности работника или коллектива (бригады) работников. Кроме того, на основании внутренних расследований, проведенных службой безопасности, принимаются решения о расторжении трудового договора с работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, в связи с утратой доверия к нему со стороны работодателя. Специфические задачи по обеспечению безопасности инфраструктуры банка связаны с защитой кадрового состава и деловой репутации кредитного учреждения.
Необходимость использования новых технологий
Решение указанных выше задач требует качественно новых методов и средств исследования, проверки и оценки информации, на основании которой принимаются решения в области обеспечения безопасности. Особенно это касается случаев, когда из-за особенностей технологии (операций) традиционные методы и средства не дают возможности установить конкретного виновника события (на участках, где происходят указанные события, с работниками обычно заключается договор о коллективной (бригадной) ответственности). Новые научно-технические средства исследования (наблюдения) необходимы также для повышения качества и сокращения сроков проверки кандидатов на работу в банк и в ряде других случаев. К числу указанных новшеств, получающих все большее распространение в практике отечественных правоохранительных органов и негосударственных служб безопасности, относится полиграф.
Сегодня бесспорный интерес в финансово-банковской сфере представляет монографическое учебно-практическое пособие «Безопасность коммерческого банка». В указанной работе дано системное описание особенностей распространенных преступлений, посягающих на безопасность коммерческих банков, путей их совершения, а также рациональных способов и приёмов выявления, предупреждения и пресечения преступных посягательств, совершаемых в кредитной и финансовой сферах.
В частности, авторы приводят данные о том, что «около 90% злоупотреблений в финансовой сфере, связанных с нарушениями в области информационной безопасности, происходит при прямом или косвенном участии действующих… работников банка» (С. 150), а также ссылаются на данные судебной статистики, согласно которым 30% преступных посягательств на интересы коммерческих структур совершаются «своими сотрудниками»» (С. 171). В итоге констатируется, что «укомплектованность банка высокопрофессиональным и надежным персоналом, способным добиваться высокой результативности труда (прибыли), умело защищать права и интересы банка… — одно из основных условий обеспечения экономической безопасности банка» (С. 163).
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, уделив значительное внимание «человеческому фактору» в обеспечении безопасности коммерческого банка, авторы лишь несколько раз кратко упомянули о возможности использования полиграфа в целях профилактики преступных посягательств и в ходе служебных разбирательств при раскрытии преступлений, совершаемых «своими сотрудниками».
Учитывая тот факт, что вопросы применения полиграфа в указанных целях не нашли должного отражения в учебно-практическом пособии, остановимся на них особо.
Два класса преступлений
С точки зрения практики применения полиграфа все многообразие преступных посягательств на имущество или инфраструктуру банка можно разделить на два больших класса:
• преступления, совершаемые посторонними лицами, не являющимися сотрудниками банка или без помощи последних.
• преступления, которые не могут быть осуществлены без участия сотрудников банка.
При этом второй из классов включает в себя две группы:
а) преступления, совершаемые только сотрудниками банка (без участия посторонних лиц).
б) преступления, совершаемые при соучастии сотрудников банка.
К преступлениям первой группы относятся, например, различного рода хищения и незаконное использование кассовой наличности и приравненных к ним средств, а также преступные посягательства, связанные со злоупотреблением служебными полномочиями, обусловленные коммерческим подкупом, когда субъектом преступления может быть только лицо, выполняющее управленческие функции, либо реализуемые в сфере компьютерной безопасности. В последнем случае, помимо посторонних лиц (хакеров или сотрудников банка-конкурента), на преступный путь часто становятся самые квалифицированные, обладающие максимальными знаниями в автоматизированных системах категории банковских служащих, — системные администраторы и другие сотрудники служб автоматизации банков».
Ко второй группе преступлений (совершаемых при соучастии сотрудников банка) следует отнести, например:
а) хищения денежных сумм с текущих и расчетных счетов клиентов, когда деньги переводятся на другие счета по подложным платежным поручениям
б) присвоение средств банка путем похищения расходных документов (денежных чеков), находящихся в кассе: исполнителями таких хищений могут быть сам клиент либо находящийся в сговоре с ним сотрудник банка
в) незаконное завладение конфиденциальной информацией путем похищения документов или несанкционированного доступа к средствам вычислительной техники или автоматизированным системам.
К сожалению, приведенные перечни преступных посягательств не являются исчерпывающими.
Подводя итог беглому обзору преступлений, совершаемых сотрудниками банка или при их участии, можно констатировать, что в среде банковских работников образуется довольно обширная «группа риска». Это — сотрудники, которые по собственной инициативе, в силу внешних обстоятельств или под воздействием недружественных для банка структур, склоняются к преступным посягательствам.
В такую «группу риска», прежде всего, попадают:
• лица, наделенные распорядительными функциями в отношении ценностей, имущества и конфиденциальной информации, принимающие решения о проведении банковских операций и сделок на финансовых рынках (руководители банка и его подразделений, главный бухгалтер).
• лица, имеющие доступ к банковским операциям, связанным с переводами и выдачей денежных средств (операторы системы электронных расчетов).
• лица, имеющие постоянный доступ к деньгам (валюте), ценностям и ценным бумагам (кассиры, инкассаторы).
• лица, располагающие информацией, относящейся к банковской тайне, и иной конфиденциальной информацией (в том числе о порядке хранения и перемещения денег и других ценностей).
• лица, обеспечивающие функционирование автоматизированных систем управления (АСУ): операторы, программисты, инженеры.
• работники, участвующие в осуществлении операций (сделок) банка на финансовых рынках.
Нетрудно заметить, что в «группу риска» потенциально входит весьма обширное число банковских служащих и, при отсутствии должной системы защиты и профилактических мер, наряду с внешними факторами, представляет значительную угрозу безопасности коммерческого банка. Именно поэтому среди отечественных специалистов является устоявшимся мнение, что «современный банк представляет собой чрезвычайно сложное и рискованное предприятие».
Сложившаяся система безопасности банка
Чтобы оценить ту помощь, которую может оказать внедрение полиграфа в дело защиты коммерческих интересов банка, коротко остановимся на основных принципах организации борьбы с противоправными посягательствами на его экономическую деятельность (в реализацию которых в той или иной мере вовлечены служащие банка) и сложившейся в настоящее время системе мер обеспечения безопасности работы с кадрами.
Одной из важнейших составляющих системы защиты от преступных посягательств, совершаемых сотрудниками банка или при их участии, является установление и строгое соблюдение мер административного контроля, которые жестко регламентируют служебные обязанности работников банка и порядок их выполнения. В случае выявления преступления, совершенного работниками банка (либо при их участии), или обнаружения признаков, указывающих на возможность такого преступления, служба внутреннего контроля и служба безопасности осуществляют разбирательство по указанному факту (с применением мер гласного и негласного характера) с целью установления нанесенного ущерба, локализации зоны преступного посягательства или предупреждения возникшей угрозы.
Для получения информации, подтверждающей факт преступного посягательства, служба безопасности использует методы частного сыска и криминалистики. Вместе с тем, как указывалось выше, часть преступлений остается невыявленной, а служебные разбирательства по целому ряду видов преступлений сопряжены со значительными трудностями и не всегда приводят к обнаружению злоумышленника. Последнее, например, относится к противоправным действиям кассиров валютных обменных касс, заключающиеся в том, что эти лица могут присваивать денежные средства, поступившие в результате денежной операции, либо выдавать за вознаграждение поддельные справки на вывоз валюты. С этими преступными действиями сложно бороться по той причине, что их весьма непросто выявить: они поддаются обнаружению лишь в результате контрольных обменных операций и мероприятий сыскного (оперативно-розыскного) характера, когда преступник буквально «схвачен за руку».
Хорошо известно, что, совершая противоправное деяние, преступник, как правило, уничтожает его следы, тем самым, затрудняя или делая невозможным применение методов частного сыска и криминалистики. В итоге служебное разбирательство затягивается на длительный срок либо становится безуспешным.
Вместе с тем следы противоправных деяний неизбежно остаются. Ими являются так называемые «идеальные следы» преступления, то есть образы событий (их обстоятельств, признаков и прочее), хранящиеся в памяти человека, а опрос с использованием полиграфа служит надежным средством установления (криминалистической диагностики) наличия или отсутствия в памяти таких следов.
Мировая практика и накопленный отечественный опыт свидетельствуют о том, что опрос с использованием полиграфа позволяет эффективно выявлять у лиц, подвергаемых этой процедуре, скрываемую ими информацию.
Опрос с использованием полиграфа (ОИП) является комплексной психолого-психофизиологической процедурой и представляет собой нетравмирующую и безвредную для жизни и здоровья, организованную по специальным методикам процедуру опроса человека с использованием контроля и оценки физиологических реакций, которые регистрируются с помощью датчиков, размещаемых на его теле. Целью ОИП является оценка достоверности информации, полученной ранее от опрашиваемого человека, путем фиксации физиологических реакций опрашиваемого на задаваемые вопросы. Традиционно регистрируемыми психофизиологическими процессами являются дыхание, изменения электрического сопротивления кожи и активность сердечно-сосудистой системы человека. В интересах ОИП могут быть также использованы другие динамичные психофизиологические процессы, протекающие в человеческом организме, однако три вышеперечисленных являются строго обязательными в мировой практике выполнения ОИП.
В настоящее время технология использования полиграфа в указанных целях разработана в достаточной мере и даёт право уверенно констатировать, что ОИП может быть успешно применен в ходе служебных разбирательств в отношении любого из преступлений обеих описанных выше их групп.
Возможные ситуации для использования ОИП
Особенно эффективно применение ОИП в трех классах ситуаций, которые, применительно к практике проведения служебных разбирательств, осуществляемых службой безопасности коммерческого банка, можно охарактеризовать следующим образом.
К первому классу относятся ситуации, в ходе которых у службы безопасности полностью отсутствует возможность получить необходимую для раскрытия и расследования преступления информацию, минуя конкретного человека.
Второй класс составляют ситуации, при которых получение необходимой службе безопасности информации возможно традиционными оперативными средствами или криминалистическими методами, но это сопряжено с большими материальными и/или временными затратами либо привлечением значительных оперативных сил. Применение ОИП позволяет выбрать наиболее рациональный путь выхода из создавшейся ситуации, сэкономив при этом упомянутые ресурсы.
В третий класс входят ситуации, требующие срочного (в течение считанных часов или одного — двух дней) получения информации, и никакой иной из традиционных путей или методов не может обеспечить службе безопасности должного быстродействия. Такую задачу может решить только ОИП, устанавливающий наличие (или отсутствие) в памяти конкретного человека требуемой информации.
Однако для служб безопасности прикладные возможности применения технологии ОИП не исчерпывается только лишь сферой служебных разбирательств.
Скрининговые ОИП
На протяжении многих десятилетий в ряде стран мира полиграф весьма эффективно применяют в целях обеспечения качества кадровой работы.
Появление скрининговых ОИП было обусловлено тем, что работодатель — государственное учреждение или коммерческое предприятие — стремился использовать труд работников, которые, выполняя свои служебные обязанности, не нанесли бы ему ущерба, вреда, а также не нарушали дисциплину. Для этого работодатель устанавливал ряд требований квалификационного, социального и психологического характера, которым должен был удовлетворять нанятый им на работу сотрудник.
По своей сути скрининговые ОИП нацелены на повышение качества служебной деятельности путем выявления лиц, которые скрыли наличие у них факторов риска, то есть наличия несоответствия тем или иным требованиям, которые установил работодатель. Таким образом, скрининговое применение полиграфа обеспечивает профилактику правонарушений или преступлений, которые могли бы быть совершены на рабочем месте (или связаны с выполнением служебных обязанностей) лицами указанной категории.
Зарубежный опыт показал, что проверки на полиграфе в кадровой работе, в зависимости от необходимости, следует применять в трех ситуациях:
а) при найме персонала на работу.
б) при периодических (плановых) проверках персонала.
в) при выборочных (внеплановых) проверках персонала.
Очевидно, что указанные три ситуации являются близкими по своей сути, однако при выполнении соответствующих скрининговых ОИП исследуются, как правило, различные совокупности факторов риска.
Перечень факторов риска, выносимых на проверку в ходе ОИП, определяется социальным заказом, который устанавливает работодатель. Факторами риска обычно выступают негативные — с точки зрения работодателя — факты биографии (например, связь с преступными группировками, совершение уголовных преступлений или уголовно-наказуемых деяний, незафиксированных правоохранительными органами, и прочее) или нежелательные личностные наклонности (алкоголизм, наркомания, склонность к азартным играм и т.д.). Этот перечень формируется, с одной стороны, под влиянием специфики конкретного вида деятельности, который предстоит осуществлять нанимаемому или уже работающему сотруднику, а с другой — под влиянием социально-психологических и экономических условий, в которых осуществляется эта деятельность. Факторы риска могут появляться или, напротив, исчезать в зависимости от изменения условий осуществления деятельности или внешней (социально-экономической) среды.
Формирование задач скрининговых ОИП — то есть определение факторов риска — осуществляет работодатель. Если перечень факторов риска окажется неполным или некорректно составленным, цель скринингового ОИП не будет достигнута, и лица, скрывшие наличие отклонений от требований работодателя, могут оказаться не выявленными.
В случае выполнения скрининговых ОИП в коммерческом банке источниками информации для формирования перечня факторов риска выступают служба кадров, служба внутреннего контроля и служба безопасности, которые осуществляют соответствующие контрольные функции.
Следует согласиться с мнением зарубежных специалистов о том, что «проверки на полиграфе не проводятся изолированно. Их выполнение осуществляется в контексте более широкой программы… При скрининге проверка на полиграфе никогда не используется в качестве единственного средства для принятия решения. Она является дополнением к существующей системе кадровой проверки». Понятно, что отклонение от указанного принципа неизбежно влечет за собой методически необоснованное завышение значимости результата скринингового ОИП со всеми вытекающими из этого последствиями.
На основании сделанных выше замечаний оценим возможности применения скрининговых ОИП в борьбе с противоправными посягательствами на кадровое обеспечение деятельности банка.
Одной из стратегических задач деятельности службы безопасности, службы внутреннего контроля и службы кадров, как правильно отмечают, является ограждение банка от проникновения в его личный состав нежелательных лиц. Применение полиграфа для решения этой задачи следует осуществлять по нескольким направлениям.
Во-первых, ОИП должен стать системной мерой, способствующей повышению качества отбора лиц, принимаемых на работу в банк. Учитывая тот факт, что в настоящее время в значительной мере разрушена существовавшая ранее система учетов, получение достоверной информации о кандидате на работу в целом ряде случаев весьма затруднено или просто невозможно. Применение ОИП, опирающееся на исследование памяти конкретного человека, позволяет проверить важнейшие факты его биографии, выявить утаиваемые им факторы риска и установить надежный заслон против внедрения в банк специальных сотрудников («кротов») на должности, позволяющие получать непосредственный доступ к информации и документам, либо скрытно собирать конфиденциальную информацию в процессе служебной (производственной) деятельности.
Во-вторых, применение ОИП окажется весьма эффективным средством текущего контроля деятельности работников банка. Прежде всего, периодическим проверкам на полиграфе должны подвергаться выделенные авторами пособия и упомянутые выше шесть категорий сотрудников, попавших в «группу риска». Мировая практика показывает, что периодические скрининговые ОИП — помимо прямого профилактического действия — оказывают заметное дисциплинирующее воздействие на работающий персонал. Применительно к коммерческому банку это обозначает, что его сотрудники осведомлены о необходимости прохождения проверки на полиграфе, и все допущенные ими нарушения установленных норм служебной деятельности (и, тем более, преступные посягательства) будут неизбежно выявлены.
Более выраженным дисциплинирующим воздействием обладает третье направление применения скрининговых ОИП — внеплановые (выборочные) проверки на полиграфе. Таким ОИП должны подвергаться сотрудники 1, 2, 3, 4 и 6 категорий из вышеупомянутой «группы риска», то есть те лица, которые имеют доступ к «стратегической» информации о деятельности коммерческого банка.
Правовые основы использования полиграфа
Естественно, у читателя может возникнуть обоснованный вопрос: каковы правовые основы использования полиграфа в целях обеспечения безопасности коммерческого банка?
Использование полученной в результате проверки информации при принятии решения об отказе в приёме на работу не требует специальной аргументации со стороны работодателя. Поскольку в данном случае речь идет о свободе заключения трудового договора, наниматель (банк) вправе отдать предпочтение тому из кандидатов, профессиональные и личные качества которого будут признаны им предпочтительными.
Точка зрения авторов по данному вопросу созвучна с мнением Г. Борланда, одного из ведущих специалистов США в области использования полиграфа, который, касаясь возможности применения ОИП в кадровом отборе, отметил, что «общество всегда должно балансировать между правом человека на частную жизнь и правом работодателя нанимать лучших, наиболее честных и наиболее продуктивных работников».
Таким образом, касаясь первого из направлений использования полиграфа ОИП в обеспечении кадровой безопасности коммерческого банка, можно уверенно констатировать, что в настоящее время не имеется каких-либо правовых барьеров для применения ОИП в интересах проверки лиц, нанимаемых на работу. Необходимость прохождения ОИП кандидатом на работу и его добровольное согласие на эту процедуру должны быть отражены в анкете, которая заполняется при подаче документов в службу кадров.
Возможность использования полиграфа по второму и третьему направлению обеспечения кадровой безопасности должно быть закреплено в одном из нормативных правовых документов, регламентирующих внутреннюю деятельность коммерческого банка. Для удобства дальнейшего изложения воспользуемся проектами нормативно-правовых документов, приведенных в приложении к упоминавшемуся выше учебно-практическому пособию «Безопасность коммерческого банка».
Если обратиться к «Примерному положению об организации защиты сведений конфиденциального характера, составляющих банковскую, коммерческую и служебную тайну», то такое нормативное закрепление для значительного числа сотрудников банка из указанной выше «группы риска» может быть сделано в разделе «4. Организация правомерного доступа сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну», п. 4.1 которого следовало бы изложить в новой редакции (предлагаемое дополнение выделено жирным шрифтом), а именно: «Лица, желающие получить право на работу, связанную со сведениями, составляющими банковскую, коммерческую или служебную тайну, проходят проверку (включая опрос с использованием полиграфа) с целью выявления возможных обстоятельств, препятствующих их доступу к защищаемым сведениям» (С. 199). При этом одним из оснований для отказа лицу в допуске к защищаемым сведениям банка может служить (п.4.4.3) «уклонение проверяемого от проверочных мероприятий (в том числе — от опроса с использованием полиграфа) и/или сообщение заведомо ложных анкетных данных» (С. 200).
Правовое закрепление применения ОИП следует продублировать, например, внесением отдельного положения в «Примерный договор об оформлении допуска сотрудника к банковской, коммерческой и служебной тайне», являющийся приложением к трудовому договору. Например, в п. 2 этого документа («Условия договора») следует расширить обязательства, принимаемые на себя сотрудником: он обязан «не уклоняться от проверочных мероприятий (включая опрос с использованием полиграфа) и не сообщать заведомо ложные анкетные данные» (С. 204).
Для того чтобы полиграф мог быть применен в ходе служебного разбирательства, нормативно-правовые акты коммерческого банка должны предусмотреть порядок и, главное, обязательность участия в этой процедуре сотрудников банка.
Так, в предлагаемую в пособии «Примерную инструкцию о порядке проведения разбирательства по фактам незаконного получения и разглашения сведений, составляющих банковскую, коммерческую и служебную тайну, нарушения порядка конфиденциального делопроизводства» (С. 206–209) следует внести соответствующие дополнения. В настоящее время сотрудникам, которым поручено разбирательство, предоставлено право (п. 3.5.1) «приглашать для беседы сотрудников… (и) получать от них письменные объяснения по фактам, имеющим отношение к предмету разбирательства». Этот пункт целесообразно дополнить положением о том, что эти сотрудники имеют право «применять при необходимости опрос с использованием полиграфа в отношении лиц, оказавшихся причастными к предмету разбирательства». Для того чтобы сотрудники, проводящие разбирательство, не встречали отказа со стороны работников банка при необходимости применения в отношении них полиграфа, упомянутый выше «Примерный договор об оформлении допуска сотрудника к банковской, коммерческой и служебной тайне» (являющийся приложением к трудовому договору) следует дополнить пунктом, устанавливающим обязанность сотрудника «активно содействовать проводимым служебным разбирательствам и, в случае необходимости, проходить опрос с использованием полиграфа».
В итоге, можно констатировать, что в настоящее время в Беларуси не существует каких-либо законов или подзаконных актов, которые бы запрещали применение опросов с использованием полиграфа в целях обеспечения безопасности негосударственных структур и, в частности, коммерческих банков.
Рентабельность ОИП
Завершая статью, необходимо коротко остановиться на рентабельности применения ОИП в практике обеспечения безопасности коммерческого банка.
Современный компьютерный полиграф отечественного производства (включая компьютер) стоит около $ 6500. Подготовка специалиста-полиграфолога, проводимая в объеме 200 учебных часов по программе, утвержденной Госстандартом Беларуси, стоит около $ 3000. Таким образом, нетрудно заметить, что расходы на приобретение компьютерного полиграфа и подготовку полиграфолога
несоизмеримо меньше того ущерба, который может быть предотвращен, благодаря своевременной «выбраковке» нелояльных кандидатов на работу или сотрудников банка в результате их проверки на полиграфе.