Информацционно-аналитическая деятельность в банковском и корпоративном секторе

ОБУЧАЮЩИЙ КУРС

(от 16 академических часов)

«ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В БАНКОВСКОМ И КОРПОРАТИВНОМ СЕКТОРЕ»

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно опубликованному в 2020 году обзору Всемирного экономического форума о тенденциях глобального рынка труда. основная часть занятой рабочей силы уже к 2025 году должна приобрести качественно новые знания, навыки и умения, позволяющие поддерживать конкурентоспособность. В число ключевых навыков и умений «экономики ближайшего будущего» входят:

  • стратегическое расширение знаний и активное обучение;
  • критический анализ информации;
  • креативный инновационный подход, генерирование новых идей;
  • логическое мышление, аргументация, идеация;
  • комплексное решение проблемных ситуаций.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Целью данного обучающего курса является улучшение компетенций управленческого звена субъектов государственного и негосударственного сектора, а также персонала, непосредственно осуществляющего информационно-аналитическую деятельность (далее – ИАД), в области организации информационно-уведомительной и прогнозно-оценочной работы в системе поддержки принятия решений на различных уровнях менеджмента.

Программа курса предусматривает решение следующих основных задач:

  • ознакомление обучающихся с основными подходами к организации ИАД на современном этапе;
  • приобретение качественно новых навыков целенаправленного сбора, систематизации и преобразования информации в рамках профессиональной деятельности;
  • расширение компетенций в области работы с различными видами источников информации;
  • развитие умений организации креативного аналитического, прогностического, инновационного процесса;
  • выработка практических рекомендаций по совершенствованию системы поддержки принятия управленческих решений в рамках реализации стратегических проектов.

В результате освоения учебной программы курса обучаемые должны знать:

  • правовые принципы и требования законодательства, регламентирующего информационную деятельность субъектов конкурентной разведки;
  • основные принципы организации и функционирования системы ИАД в целях обеспечения управленческого процесса;
  • доступные и разрешенные способы, средства и технологии сбора (получения) информации, необходимой для прогнозно-оценочного обеспечения коммерческой, индустриальной, образовательной, научной деятельности;
  • основные категории открытых источников информации в современном обществе и их специфические особенности;
  • порядок, принципы и критерии поиска, отбора, обработки, оценки, проверки и использования профессионально-востребованной информации;
  • требования, предъявляемые к информационно-аналитическим документам, на основе которых вырабатываются управленческие решения.
  • основные методы анализа и проверки получаемой (собираемой) информации, актуальные методики прогнозирования и оценки для конкурентной разведки и бизнеса.

По итогам курса обучаемые должны уметь:

организовывать на системной основе ИАД в рамках сопровождения стратегических проектов;

осуществлять целенаправленный поиск, получение, обработку, проверку, аналитическое преобразование необходимой информации для обеспечения управленческого процесса;

использовать широкий спектр информационных ресурсов, средств и технологий для сбора и обобщения специфической информации;

систематизировать открытые источники информации для обеспечения процесса ИАД в соответствии с компетенцией;

обеспечивать профессиональную оценку потенциальных рисков, качественное прогнозирование и экспертизу в рамках реализации стратегических проектов;

управлять коллективной аналитической работой в процессе поиска решений по преодолению критических ситуаций;

разрабатывать в соответствии с предъявляемыми требованиями ведомственные (корпоративные) информационно-аналитические документы;

В ходе реализации учебной программы курса предполагается использование активных, интерактивных, словесных, наглядных, практических, объяснительно-иллюстративных, проблемных методов обучения с привлечением экспертов в области информационной, разведывательной, научной деятельности.

                                               СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Информационно-аналитическая деятельность (ИАД) – роль и место в системе управленческой деятельности (введение). Понятийно-категориальный аппарат ИАД: сведения, данные, информация, знания. Понятие, цель и задачи ИАД в современном обществе.
  2. Правовые аспекты ИАД: информация открытая, охраняемая, конфиденциальная, секретная. Субъекты, объекты, предмет, принципы ИАД применительно к бизнес-сфере.
  3. Внешняя разведка государства, промышленный шпионаж, коммерческая и конкурентная разведка в бизнесе: принципиальные отличия.
  4. Соотношение ИАД и разведывательной деятельности в XXI веке. Элементы разведывательной деятельности в военном деле, дипломатии, журналистике, науке, бизнесе.
  5. Доступные виды разведывательной деятельности, нерегулируемые законодательством правового государства. Открытые источники информации для ИАД, их классификация и особенности использования.
  6. Требования, предъявляемые к выводной аналитической информации. Процесс формирования прогнозно-оценочного продукта: первичная, базовая и итоговая информация. Информационно-аналитический (разведывательный) цикл и его основные модели функционирования.
  7. Система прогнозирования и оценки в ИАД. Методология прогнозно-оценочной работы. Типология методов анализа и проверки получаемой (собираемой) информации. «Количественные» и «качественные» методы прогностики и экспертизы в ИАД. Методики структурированного анализа, прогнозирования и оценки для конкурентной разведки и бизнеса.
  8. Распространенные когнитивные проблемы и ошибки при использовании в процессе ИАД «традиционных» методов аналитики и возможные способы их преодоления.

      

Тема № 7

(пример одного из учебных вопросов)

7.1. Методология прогнозно-оценочной

работы в процессе ИАД

 

  1. Типология методов анализа, прогнозирования и оценки. Сущность наиболее актуальных методов аналитики, их характерные особенности и специфика применения в процессе ИАД (лекционное занятие, презентация, дискуссия, практикум).

1.1.  Традиционные методы анализа на эмпирическом уровне:

а) наблюдение;

б) сравнение;

в) измерение;

г) эксперимент.

1.2. Формально-логические методы анализа информации на эмпирическом и на теоретическом уровне:

а) анализ и синтез;

б) индукция и дедукция;

в) абстрагирование и конкретизация;

г) аналогия и моделирование.

  • Теоретико-интуитивные методы анализа информации на основе предметных экспертных знаний по тематическому профилю:

а)  идеализация;

б)  формализация;

в)  аксиоматический метод;

г)  гипотетический метод;

д)  метод экспертной оценки;

е)  метод поиска оптимального решения (кейс-анализ).

 

  1. Специфические методы прогнозирования для решения типовых задач ИАД.

         2.1.  Неформализованные («качественные») методы прогнозирования:  

а) «интервьюирование»;

б) экстраполяция тенденций;

б) историческая аналогия.

           2.2. Частично формализованные («количественные») методы прогнозирования: 

а) метод Байеса;

б) построение сценариев;

в) ситуационное моделирование.

  1. Специфические методы оценки итоговой (выводной) информации:

а) метод голосования;

б) метод социологического опроса;

в) метод мониторинга пороговых значений;

г) метод оценки рисков;

д) субъективный метод оценки обстановки.

  1. Методики структурированного анализа, прогнозирования и оценки:

  • Методики диагностики ошибок:

а) переформатирование проблем;

б) перепроверка источников первичной развединформации;

в) проверка развединформации на полноту и  достоверность;

г) переоценка текущей значимости развединформации;

д) выявление дезинформирования.

 

  • Методики встречного аргументирования:

а) проверка гипотез «от противного» («адвокат дьявола»);

б) преднамеренная абдукция;

в) сравнение конкурирующих гипотез;

г) «последствия катастрофы».

 

  • Методики эвристического анализа:

а) коллективное обсуждение (методы комиссии, относительной экспертной оценки, «коллективного блокнота» и др.);

б) экспертный опрос («метод Делфи»,  «экспресс-Делфи» и др.);

в) «мозговой штурм». («мозговая атака», «деструктивный брейнсторминг», «игра за противника», «метод 6-3-5», «метод дилетанта»).