ОБУЧАЮЩИЙ КУРС
(от 16 академических часов)
«ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В БАНКОВСКОМ И КОРПОРАТИВНОМ СЕКТОРЕ»
ВВЕДЕНИЕ
Согласно опубликованному в 2020 году обзору Всемирного экономического форума о тенденциях глобального рынка труда. основная часть занятой рабочей силы уже к 2025 году должна приобрести качественно новые знания, навыки и умения, позволяющие поддерживать конкурентоспособность. В число ключевых навыков и умений «экономики ближайшего будущего» входят:
- стратегическое расширение знаний и активное обучение;
- критический анализ информации;
- креативный инновационный подход, генерирование новых идей;
- логическое мышление, аргументация, идеация;
- комплексное решение проблемных ситуаций.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью данного обучающего курса является улучшение компетенций управленческого звена субъектов государственного и негосударственного сектора, а также персонала, непосредственно осуществляющего информационно-аналитическую деятельность (далее – ИАД), в области организации информационно-уведомительной и прогнозно-оценочной работы в системе поддержки принятия решений на различных уровнях менеджмента.
Программа курса предусматривает решение следующих основных задач:
- ознакомление обучающихся с основными подходами к организации ИАД на современном этапе;
- приобретение качественно новых навыков целенаправленного сбора, систематизации и преобразования информации в рамках профессиональной деятельности;
- расширение компетенций в области работы с различными видами источников информации;
- развитие умений организации креативного аналитического, прогностического, инновационного процесса;
- выработка практических рекомендаций по совершенствованию системы поддержки принятия управленческих решений в рамках реализации стратегических проектов.
В результате освоения учебной программы курса обучаемые должны знать:
- правовые принципы и требования законодательства, регламентирующего информационную деятельность субъектов конкурентной разведки;
- основные принципы организации и функционирования системы ИАД в целях обеспечения управленческого процесса;
- доступные и разрешенные способы, средства и технологии сбора (получения) информации, необходимой для прогнозно-оценочного обеспечения коммерческой, индустриальной, образовательной, научной деятельности;
- основные категории открытых источников информации в современном обществе и их специфические особенности;
- порядок, принципы и критерии поиска, отбора, обработки, оценки, проверки и использования профессионально-востребованной информации;
- требования, предъявляемые к информационно-аналитическим документам, на основе которых вырабатываются управленческие решения.
- основные методы анализа и проверки получаемой (собираемой) информации, актуальные методики прогнозирования и оценки для конкурентной разведки и бизнеса.
По итогам курса обучаемые должны уметь:
организовывать на системной основе ИАД в рамках сопровождения стратегических проектов;
осуществлять целенаправленный поиск, получение, обработку, проверку, аналитическое преобразование необходимой информации для обеспечения управленческого процесса;
использовать широкий спектр информационных ресурсов, средств и технологий для сбора и обобщения специфической информации;
систематизировать открытые источники информации для обеспечения процесса ИАД в соответствии с компетенцией;
обеспечивать профессиональную оценку потенциальных рисков, качественное прогнозирование и экспертизу в рамках реализации стратегических проектов;
управлять коллективной аналитической работой в процессе поиска решений по преодолению критических ситуаций;
разрабатывать в соответствии с предъявляемыми требованиями ведомственные (корпоративные) информационно-аналитические документы;
В ходе реализации учебной программы курса предполагается использование активных, интерактивных, словесных, наглядных, практических, объяснительно-иллюстративных, проблемных методов обучения с привлечением экспертов в области информационной, разведывательной, научной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Информационно-аналитическая деятельность (ИАД) – роль и место в системе управленческой деятельности (введение). Понятийно-категориальный аппарат ИАД: сведения, данные, информация, знания. Понятие, цель и задачи ИАД в современном обществе.
- Правовые аспекты ИАД: информация открытая, охраняемая, конфиденциальная, секретная. Субъекты, объекты, предмет, принципы ИАД применительно к бизнес-сфере.
- Внешняя разведка государства, промышленный шпионаж, коммерческая и конкурентная разведка в бизнесе: принципиальные отличия.
- Соотношение ИАД и разведывательной деятельности в XXI веке. Элементы разведывательной деятельности в военном деле, дипломатии, журналистике, науке, бизнесе.
- Доступные виды разведывательной деятельности, нерегулируемые законодательством правового государства. Открытые источники информации для ИАД, их классификация и особенности использования.
- Требования, предъявляемые к выводной аналитической информации. Процесс формирования прогнозно-оценочного продукта: первичная, базовая и итоговая информация. Информационно-аналитический (разведывательный) цикл и его основные модели функционирования.
- Система прогнозирования и оценки в ИАД. Методология прогнозно-оценочной работы. Типология методов анализа и проверки получаемой (собираемой) информации. «Количественные» и «качественные» методы прогностики и экспертизы в ИАД. Методики структурированного анализа, прогнозирования и оценки для конкурентной разведки и бизнеса.
- Распространенные когнитивные проблемы и ошибки при использовании в процессе ИАД «традиционных» методов аналитики и возможные способы их преодоления.
Тема № 7
(пример одного из учебных вопросов)
7.1. Методология прогнозно-оценочной
работы в процессе ИАД
- Типология методов анализа, прогнозирования и оценки. Сущность наиболее актуальных методов аналитики, их характерные особенности и специфика применения в процессе ИАД (лекционное занятие, презентация, дискуссия, практикум).
1.1. Традиционные методы анализа на эмпирическом уровне:
а) наблюдение;
б) сравнение;
в) измерение;
г) эксперимент.
1.2. Формально-логические методы анализа информации на эмпирическом и на теоретическом уровне:
а) анализ и синтез;
б) индукция и дедукция;
в) абстрагирование и конкретизация;
г) аналогия и моделирование.
- Теоретико-интуитивные методы анализа информации на основе предметных экспертных знаний по тематическому профилю:
а) идеализация;
б) формализация;
в) аксиоматический метод;
г) гипотетический метод;
д) метод экспертной оценки;
е) метод поиска оптимального решения (кейс-анализ).
- Специфические методы прогнозирования для решения типовых задач ИАД.
2.1. Неформализованные («качественные») методы прогнозирования:
а) «интервьюирование»;
б) экстраполяция тенденций;
б) историческая аналогия.
2.2. Частично формализованные («количественные») методы прогнозирования:
а) метод Байеса;
б) построение сценариев;
в) ситуационное моделирование.
- Специфические методы оценки итоговой (выводной) информации:
а) метод голосования;
б) метод социологического опроса;
в) метод мониторинга пороговых значений;
г) метод оценки рисков;
д) субъективный метод оценки обстановки.
- Методики структурированного анализа, прогнозирования и оценки:
- Методики диагностики ошибок:
а) переформатирование проблем;
б) перепроверка источников первичной развединформации;
в) проверка развединформации на полноту и достоверность;
г) переоценка текущей значимости развединформации;
д) выявление дезинформирования.
- Методики встречного аргументирования:
а) проверка гипотез «от противного» («адвокат дьявола»);
б) преднамеренная абдукция;
в) сравнение конкурирующих гипотез;
г) «последствия катастрофы».
- Методики эвристического анализа:
а) коллективное обсуждение (методы комиссии, относительной экспертной оценки, «коллективного блокнота» и др.);
б) экспертный опрос («метод Делфи», «экспресс-Делфи» и др.);
в) «мозговой штурм». («мозговая атака», «деструктивный брейнсторминг», «игра за противника», «метод 6-3-5», «метод дилетанта»).